Многие автолюбители слышали о таком явлении, как «чип-тюнинг». Эта процедура заключается в перепрошивке (то есть перепрограммировании) компьютера, управляющего двигателем.

В классическом понимании, чип-тюнинг не предполагает механического вмешательства в двигатель. Меняется только программа.

Стоит ли делать чип-тюнинг? Какие плюсы или минусы несет в себе эта процедура? Что из расхожих мнений правда, а что выдумки?


Атмосферные моторы:
Зачастую, реклама обещает прирост мощности 20-30 %. В этом есть доля правды, но такой прирост можно получить только на турбированном бензиновом или дизельном двигателе. Для атмосферного двигателя такое обещание чаще всего будет неправдой.

При чип-тюнинге атмосферного мотора, максимальные показатели прироста, на которые можно рассчитывать – 10%. Такой результат достигается за счет более тонкой настройки параметров. На самом деле, чтобы атмосферный мотор выдал больше мощности, ему нужно больше воздуха. А без механического вмешательства, атмосферный двигатель не может получить больше воздуха, чем заложено в его конструкции.

Однако из любого правила есть исключения. Такими исключениями являются моторы, искусственно дефорсированные производителем. В таких двигателях максимальная мощность искусственно снижена программным способом. Дефорсирование может быть применено в целях дифференцирования разных комплектаций автомобиля, а также для снижения налогов. В таком случае, чип-тюнинг может вернуть «украденные» лошади, и прирост может составить 20% и более.


Турбированные моторы:
У турбомотора вполне реально увеличить мощность на 20-30%, путем изменения программы управления турбиной. В некоторых, исключительных случаях, мощность можно поднять даже на 40% и более. Как пример, можно привести двигатель 1VD-FTV, устанавливаемый на дизельный Toyota Land Cruiser 200. В различных модификациях прошивки, этот двигатель может иметь мощность от 236 до 286 л.с., однако чип-тюнинг способен увеличить мощность вплоть до 340 л.с., без снижения ресурса. Таким образом, разница между минимальной и максимальной мощностью составит 44% без механического вмешательства, путем изменения только прошивки.

Тем не менее, не каждый двигатель способен показать такой прирост мощности. Некоторые моторы уже с завода достигают высокой степени форсирования, и дальнейшее увеличение мощности нецелесообразно и даже опасно для двигателя.


Побочные эффекты
Самый популярный вопрос, который многие задают: не скажется ли увеличение мощности на ресурсе двигателя и трансмиссии? Кажется логичным, что любое увеличение нагрузки уменьшает ресурс механизма.

В значительной степени, ресурс зависит от конструктивно заложенного запаса прочности. Если настройщики на заводе уже «выжали все соки» из мотора, то дальнейшее увеличение мощности уже пойдет во вред. Однако самое главное, это грамотная настройка прошивки. Если неправильно выставить углы зажигания, то детонация может разрушить даже мотор с огромным запасом прочности. Если же вносить изменения разумно и в меру, то заметного снижения ресурса не произойдет. Если же при прошивке отключается система EGR, то ресурс двигателя даже увеличится. (О системе EGR стоит поговорить подробнее в отдельном материале).

Стоит отметить, что особенности конкретных моторов и трансмиссий уже известны профессиональным калибровщикам, и они не превышают порог безопасной прибавки. Если же вы прошиваете автомобиль «у дяди Васи в гаражах», то нет никакой гарантии, что он сделает все грамотно.


Гарантия
Так как чиповать полумертвый мотор нет почти никакого смысла, то многие приезжают на чип-тюнинг сразу после покупки автомобиля. И во многих случаях это имеет смысл. Многие автомобили для рынка России выпускаются с дефорсированным двигателем, чтобы попасть в более выгодную налоговую категорию. В таком случае, вернуть мотору «родную» прошивку – хорошая идея.

Некоторые официальные дилеры даже сами предлагают услуги по чип-тюнингу приобретаемого у них автомобиля.
Однако если вы прошились не у официального дилера, то это может стать поводом для лишения вас гарантии.

Большинство дилеров не проверяют целостность прошивки при ТО или ремонте, однако с распространением чип-тюнинга, распространяется и практика проверять прошивки.

Если вы боитесь потерять гарантию, то по предварительной договоренности, возможно возвращать автомобилю заводскую прошивку на время сервисного обслуживания или ремонта у дилера. А потом прошивать обратно тюнинговую.


Выводы:
Если вы хотите получить максимум возможностей своего автомобиля, то чип-тюнинг для вас. Однако нужно быть готовым и к увеличению ответственности: возросшая мощность предъявляет и более высокие требования к обслуживанию автомобиля. Некоторые версии прошивок потребуют более высокого октанового числа бензина. Моторное масло должно быть высококачественным и меняться вовремя. Фильтра только оригинальные и подходящие к данному двигателю по степени фильтрации. Про «солярку слитую у вояк» стоит забыть.

Конечно, эти требования справедливы для любого автомобиля с любым мотором и любой прошивкой, однако наплевательское отношение, при прочих равных, быстрее убьет более мощный мотор.

Если же вы осознаете ответственность и решились на чип-тюнинг, то выбирайте проверенные мастерские и прошивки от именитых калибровщиков.

Помните, что неквалифицированное вмешательство в программу управления, легко может навредить двигателю. Поэтому стоит избегать «гаражных мастеров» с сомнительными прошивками, даже если у них дешевле.