В данном материале рассмотрим основные причины выхода из строя элементов топливной системы Common Rail. (далее CR)

Форсунки и ТНВД (Топливный Насос Высокого Давления) CR являются очень точными механизмами, поэтому любые посторонние воздействия могут нарушить правильную работу и вызвать поломку.

Самые же основные причины это грязь, вода, недостаточная смазка. Рассмотрим их по отдельности.

Грязь

Давление топлива в ТНВД или форсунках CR колеблется от 200 до 1500 атм.(в самых современных системах до 1800 атм.) А давление в одну атмосферу примерно соответствует приложенной силе 1 килограмм на 1 квадратный сантиметр. Вот и представьте какие нагрузки испытывают детали системы CR.

Грязь вызывает отложения на внутренних поверхностях, абразивные повреждения трущихся поверхностей, механическое заклинивание деталей.
Поэтому особенно важно соблюдать чистоту при любых работах с топливной системой CR. Даже неаккуратная замена топливного фильтра может стать причиной поломки.

Не допустить попадания грязи в топливную систему довольно просто – нужно своевременно и аккуратно менять топливный фильтр. А также использовать только оригинальные топливные фильтра.

Также желательно следить за тем, что вы заливаете в топливный бак и не допускать попадания грязи при заправке.

Более подробно о системе фильтрации в одноименном материале.

Вода

Все знают, что дизельное топливо (солярка) не смешивается с водой, к тому же солярка легче воды, и поэтому вода опускается на дно.

Однако не все знают, что солярка еще и гигроскопична, т.е. способна впитывать влагу из воздуха.

А еще есть такое состояние среды, как эмульсия (механическая смесь несмешиваемых жидкостей, в которой одна из жидкостей находится в виде мельчайших капель).

Эмульсия воды в солярке практически неразличима глазом, а полное расслоение может занять несколько суток.

Вы спросите, а откуда берется эмульсия? Так вот, при заправке емкостей с топливом на АЗС, бензовозы перекачивают топливо под давлением. Поток солярки поднимает всю грязь и воду со дна емкости и перемешивает их в эмульсию. Зачастую заправка сразу после бензовоза может стать последней.

Вода же в емкостях на АЗС появляется из-за гигроскопичности. Солярка впитывает влагу из воздуха, а при перепадах температур – отдает ее.

При попадании в топливную систему вода вызывает как абразивные повреждения трущихся поверхностей, так и коррозию деталей из сплавов железа.

Особенно усиливает коррозию повышенное содержание серы в солярке. Вода + сера + высокая температура и давление = получается серная кислота.
Поэтому (а еще из соображений экологии) дизельное топливо стандарта Евро-3 и выше имеет жесткие ограничения по содержанию серы.

Бороться с данным явлением практически невозможно, так как мелкая эмульсия практически не задерживается топливными фильтрами. Но общие рекомендации следующие:

  • Заправляйтесь на проверенных АЗС с хорошей репутацией.
  • Следите за тем, что вы заливаете в топливный бак и не допускайте попадания воды при заправке.
  • Своевременно и аккуратно меняйте топливный фильтр. Топливные фильтра используйте только оригинальные.
  • Периодически (хотя бы раз в месяц, а лучше чаще) сливайте отстой из топливного фильтра. Желательно сливать в прозрачный стакан и обращать внимание на наличие и количество грязи и воды в отстое.

Также дополнительную защиту даст дополнительный топливный фильтр.

Недостаточная смазка

Смазка дизельной топливной системы осуществляется протекающим через нее топливом, поэтому очень важно, чтобы смазывающие свойства у солярки были хорошими.

И вода, и грязь ухудшают смазывающие свойства, об этом было рассказано выше.

Солярка делится на три основных разновидности по диапазону температур: летняя, зимняя, арктическая.

В летней солярке для удешевления производства для смазки применяется парафин, поэтому летняя солярка практически всегда обладает хорошими смазывающими свойствами.

Однако при температуре в -15° парафин кристаллизуется и забивает топливную магистраль, поэтому использовать летнюю солярку при низких температурах невозможно.

В зимнюю солярку для смазки добавляют более тяжелые фракции нефти в небольших количествах, поэтому зимняя солярка практически всегда дороже летней. Также зимняя солярка обладает изначально более плохими смазывающими свойствами.

Арктическая солярка рассчитана на совсем низкие температуры и содержит специальные добавки.

Важно помнить, что каждый тип солярки рассчитан на определенный диапазон температур, и использование топлива вне этого диапазона может вызвать серьезную поломку топливной системы.

Основная причина – уменьшение вязкости солярки при повышении температуры. В летнюю жару зимняя солярка становится очень жидкой и практически не смазывает трущиеся поверхности.

Еще есть такое явление как керосин. По свойствам керосин довольно близок к солярке, однако важное различие – практически полное отсутствие смазки в керосине – делает его использование невозможным в большинстве систем впрыска дизельного топлива.

Однако недобросовестные владельцы АЗС могут перемешивать солярку с керосином для получения больших прибылей.

Бытует мнение, что керосин можно размешать с маслом и заливать полученную смесь. Это справедливо для старых систем впрыска дизельного топлива, однако если у вас CR, то такая экономия может стать совсем не экономной.

Общие рекомендации:

  • Топливо с плохими смазывающими свойствами спокойно пройдет даже через самый лучший фильтр, поэтому помочь может только внимательность водителя.
  • Не используйте топливо при несоответствии диапазона температур. (т.е. не используйте зимнюю солярку летом, а летнюю – зимой)
  • Заправляйтесь на проверенных АЗС с хорошей репутацией.
  • Если есть возможность, проверяйте заправляемое топливо на цвет, запах, и растирайте между пальцами.

Качественная солярка имеет желтоватый (чистая), синеватый, зеленоватый (с экологическими добавками) цвет. Полностью прозрачная, как вода, солярка должна вызывать тревогу. В целом, зимняя солярка обычно более прозрачная, чем летняя, а арктическая – почти бесцветная.
Отличительная особенность солярки – поверхность жидкости бликует с синеватым оттенком.
Запах должен быть слабый, маслянистый и приятный; резкий, керосиновый запах – дурной симптом. При растирании солярки между пальцами, пальцы должны скользить, не должны “скрипеть”. Солярка не должна быстро испаряться.